Лыжная 5-ка по Швеции. Отчет.

Протяженность: 286,5 км. Ходовых дней: 16 Сроки проведения: 23.03-07.04.2012г. 1. 2-ой день —исключение радиального выхода на г. Портечокко – 0 км. 2. 4 день – Р. Сарвесйокко – р. Рапайокко – Миккастуган — 20 км. 3. 5 день – р. Смайлайокко – р. Ниакйокоч – оз. Поучосъяуре — 17 км. 4. 5 день — Лед. Миккаеккна – проход севернее г. Варгтоппен – лед. Вартасъекна – 17 км. 5. 12 день пути Лед. Работс — оз. Коуперъяуре — пер. Куоперпассет (н/к) – пер. Пирамидпассет (1Б) — оз. Унна Рейта – 21 км. 6. 14 день Налостуган — р. Сиельманьира – р. Алесетно. С районом путешествия определились очень быстро. В 2010 году часть нынешней группы совершила «пробный» лыжный поход по Швеции 4 к.с. сложности. Район был оценен по достоинству: очень красивый и удобный. Цель была узнать ещё больше о лыжных возможностях Швеции и расширить географию прошлого путешествия, а также составить подробные и интересные описания для будущих групп, поэтому маршрут создавался 5 к.с. Район является хорошей альтернативой Хибинам и Приполярному Уралу. Скандинавские горы имеют широкие возможности для создания логичного, интересного, как простого, так и сложного и техничного маршрута. Также привлекает относительно доступность (на машине сутки, не торопясь) небольшая стоимость мероприятия: дорога — 4000р с чел, еда — 3000,виза – 3000р, проживание и питание в приютах, которые могут этого избежать – 3000р. Интересно знакомиться с другой страной, наблюдать, как ходят и оснащены туристы из Норвегии, Швеции и Финляндии. Скандинавы, правда, ходят в основном долинами, и встретить их можно достаточно редко на маршруте, но интерес от этого не падает. Во всех существующих описаниях проходит информацию о том, что сезон для лыжных путешествий самый удобный в начале апреля, но учитывая опыт 2010 года, когда в апреле группа попала в сильную оттепель, старт похода был назначен на последнюю неделю марта. Таким образом, сроки полностью совпадают со сроками походов по Кольскому полуострову и детскими школьными каникулами. Весь район с хорошим разрешением просматривается в программе Google Планета Земля. Но, надо иметь в виду, что в этой программе плохо отображается крутизна склонов, реально склоны круче. Практически весь картографический материал взят с сайта: www.poehali.org.Хорошие карты можно приобрести непосредственно в Швеции. Туда. Самый удобный транспорт до района, учитывая достаточно длинный подъезд к месту старта – это автомобиль. Можно добираться и общественным транспортом, но это в несколько раз дольше и дороже. С востока и с севера район огибают рядом идущие железная и автомобильная дороги. От основной магистрали на запад и северо-запад вглубь горного массива идет несколько локальных дорог вглубь горного массива. Эти дороги и могут быть использованы для заброски/выброски с маршрутов. По железной дороге ежедневно ходит пассажирский поезд Кируна – Нарвик (Норвегия). Автомобильная дорога Е10 соединяя Россию, Финляндию, Швецию и Норвегию является сильно загруженной транспортом магистралью, что позволяет время поймать машину для подброски до стоянки собственного транспорта. Это позволяет начинать и заканчивать маршруты практически в любом месте на протяжении магистрали от г. Мальмбергет до г. Абиско. В любом населенном пункте есть кемпинги или автостоянки. Дорога из Петербурга до Елливаре, на машине, включая прохождение границы, заняла 18 часов.В нашем случае был выбран вариант заброски на двух авто: микроавтобус VW Transporter на 6+1 человек и легковое авто. Как вариант рассматривалась возможность заехать на старт на рейсовом автобусе. Сразу же организовали заброску части груза в пос. Эстре-Ричем через службу багажных перевозок Bussgods Norbotten. Офис располагается по соседству с железнодорожной станцией. Мы выяснили, что автобусы в Квиккйокк ходят по утрам, и нам пришлось заехать на старт на нашем микроавтобусе, оставив легковушку в Елливаре. Дорога к месту старта в пос Квиккйокк заняла около 3 часов. Сначала мы двигались по Е-45 через Porjus, не доезжая несколько км до Jokkmokk, повернули направо по указателю на Kvikkjokk. На старте справа по ходу от дороги есть парковка, где мы и оставили микроавтобус. Мобильная связь GSM прекрасно работает в городе, на подъездах к горам и по всей долине Ладчойокка в том числе и на базе Кебнекайсе. Больше в горах связи нигде не было. Обратно. Наш маршрут закончился на ж.д. станции Абиско. Поезд из Абиско в Елливаре отходил в 14 часов. Поезд из Абиско в Елливаре идет около 1,5 часов. Наш легковой автомобиль оказался в целости и сохранности и, сразу же передовая группа поехала в Квиккйокк забирать микроавтобус ,остальные ждали на станции. Дорога обратно заняла 20 часов. С целью презентации нового района, техническое описание имеет повышенную информативность. В 19:00 приехали в Квиккйокк, 1 час на переборку рюкзаков и выходим на маршрут. От парковки вверх по долине р. Камайокко идет снегоходная дорога. Через 500 м. дорога расходится. Движемся по правой (по ходу) дороге вверх по склону г. Сниуфтак. Дорога петляя идет на подъем 15-20град. Через 1,5 км начало темнеть, встаем на ночевку. Идем 6 км по снегоходной дороге до озера Унна Тата. Пересекаем озеро в северном направлении и далее на северо-запад на плато верхового болота западнее г. Лулеп Варто 7 км. Тропежка 25-30 см. Необходимо сразу уходить на верхнее плато, траверсировать западный склон г. Лулеп Варто нельзя. Все ручьи, спускающиеся по склону, прорезают его глубокими каньонами. Продолжаем движение в северо-западном направлении и через 1 час подходим под склон Секоккукка (15-20гр.) С верхней части склона хорошо просматривается противоположный хребет и г. Поренчокко. Заметно теплеет, видимость плохая, но в просветы удается рассмотреть, что переход на ледник Портеекна возможен через понижение в хребте, северо-западный отрог г. Поренчокко (фото). Подъем к перевалу прямо по руслу ручья, спускающегося из под перевала, опасен. В верхней части склон очень крут и перекрыт крупными карнизами. Принимаем решение подниматься левее (по ходу) перевала по небольшому отрогу ведущему на промежуточную вершинку и с нее спуститься на перевал. По хорошему насту спускаемся (2 км.) на ровное место к небольшому озеру между высотой 942 м. и оз. Чеураяуре, и встаем на ночлег. Ждем непогоды, поэтому закапываем палатки и обносим их снежной стенкой. Сидим на месте, периодически откапывая палатки от снега. Похоже, пришел теплый фронт. Пургуем. Движемся по ранее намеченному пути. 2 км в северном направлении до начала отрога расположенного слева от намеченного перевала (между первым и вторым притоком р. Марерйокко). В верхней части подъема, под перевалом просматриваются вертикальные скальные выходы и карнизы. Будем подниматься левее перевала по отрогу. Подъем 500м, 25 – 35 град. строго посередине отрога (справа карнизы) занял 1,5 часа. На подъеме много торчащих из-под снега камней. Поднимаемся на лыжах с камусами. Выше скальных сбросов проходим на перевал, траверсируя склон вправо. Уклон до 40 град., хороший наст. Перевал (назовем перевал Портепассет 1610м. 1Б) представляет собой достаточно широкое пологое понижение в хребте между г. Поренчокко и промежуточной вершинкой. Ориентация перевала север – юг. Перевал соединяет верховья р. Марерйокко и лед. Портеекна. В верхней части перевального взлета скальный пояс высотой примерно 20-30м перекрытый карнизами. Северная сторона перевала – склон 200м покрытый плотным снегом. Первые 100м уклон до 40град. преодолеваем пешком по линии падения воды, следующие 100м на лыжах, склон выполаживается и выходит на ледник покрытый снегом. Далее идем на север по леднику Портеекна вдоль оконечностей восточного отрога г. Палкатчокко и хр.Твиллингрюгген 3 км. с уклоном 10- 15град. Северо-западный ветер усиливается, видимость падает до 100м движение по навигатору. Пройдя, еле различимый скальный массив восточной оконечности хребта Твиллингрюгген сворачиваем на запад. Движемся в направлении перевала между хр. Твиллингрюгген и вершиной Луллихачокко. Придерживаемся левого по ходу склона и плавно 20-25град. набирая высоту через 1,5 км. подходим под перевальный взлет. Перевальный взлет примерно 60 м. представляет собой широкий склон 40-45град. забитый переметенным свежим снегом. Глубина свежего снега 1-1,5м. Подъем первого без рюкзака, пешком с лавинной лентой, далее по одному пешком с лавинными лентами. На перевале в лицо ударяет разбушевавшаяся стихия во всей своей мощи. Ровный, без порывов, ураганный ветер не дает встать на ноги. Предпринимаем попытку переползти седловину, но плотный ветер не дает двигаться, а снег в лицо и нулевая видимость не позволяют оценить дальнейший путь и предстоящий спуск. Не имея описаний перевала и возможности оценить его визуально, движение вперед посчитали опасным, а спуск с перевала в обратную сторону чрезвычайно лавиноопасным. В сложившейся ситуации принимаем решение переждать непогоду и укрыться в снежной пещере, выкопав ее в ближайшем подходящем месте. Через час работы, покрывшись двухсантиметровым слоем льда, мы смогли выкопать пригодную для ночлега пещеру. Каждые 2-3 часа откапываем вход и пробиваем лавинными щупами новые отверстия для притока воздуха. Перевал (Ветреный 1670м. 1А) представляет собой глубокое и широкое понижение между хр. Твиллингрюгген и вершиной Луллихачокко. Ориентация перевала юго-восток – северо-запад. Спуск с перевала не представляет сложности. Первые 100 м спуска пешком 25-30гр. На склоне много камней, лавинной опасности нет. Судя по всему, западный склон является наветренным и ветер переносит весь снег на восточный склон перевала и он становится лавиноопасным. Далее на лыжах 4 км пологий спуск по плато в северном – северо-западном направлении до начала каньона р. Нойтейокко. Каньон 1,5 км севернее отметки 1244 м, достаточно широкий, спуск с уклоном 15 – 20 гр. Прекрасная катуха. По левому борту много сошедших мокрых лавин, некоторые лавины перекрывают каньон полностью. В самом конце каньон сужается, появляется открытая вода. Для обхода прижимов поднимаемся на правый борт 20-25 град. и по склону спускаемся к слиянию с р. Сарвесйокко. Путь по каньону 6,5 км. В долине очень тепло, снег перепрел и проваливается до земли 30–50 см. Низкая облачность скрывает горы. Принимаем решение идти по запасному варианту, огибая справа массив г. Тиельма и лед. Иокочкаскаекна. За 1,5 часа доходим вдоль русла р. Сарвесйокко до слияния с р. Рапаэтно. Тропежка 15–20 см, местами проваливаемся до 60 см. Встаем в 1 км севернее слияния рек Сарвесйокко и Рапаэтно. Идем 8,5 км на север вверх по долине р. Рапаэтно, далее р. Рапайокко, до слияния с р. Чогнорисйокка, ещё 6,5 км на северо-запад в долину Руотесвагге (р. Смайлайокко) до аварийного домика Миккастуган. В долину Руотесвагге надо начинать подниматься, не доходя примерно 1 км до р. Смайлайокко, т. к. она прорезала глубокий каньон в склоне перед впадением в р. Рапайокко. Переход на правый берег р. Смайлайокко к домику Миккастуган надо производить прямо напротив домика. Ниже по течению это не возможно. Аварийный домик представляет собой крепкое щитовое строение примерно 2х3 метра, обогрева нет, имеются стол, 2 лавки, телефон аварийной связи (действие не проверяли) и чистый туалет. По-видимому, это для летних туристов, следов вокруг дома нет. От домика Миккастуган, согласно основному маршрута, мы должны были подняться по ручью Миккайокко на ледник Миккаекна далее на восток подняться на хребет и траверсировать вершины: Букттоппен, Сарекчокко, Стуртоппен. Но, из-за продолжающейся уже четыре дня теплой погоды и, как следствие, очень высокой лавиноопасности, низкой облачности, плохой видимости, двухдневного отставания от графика движения мы решили не идти на траверс вершин, а воспользоваться запасным вариантом и идти прямо по долине Руотесвагге к массиву Акка. Далее 12 км по практически горизонтальной долине Руотесвагге до горы Руотесвара (1004 м.), что стоит особняком, по середине долины, и является ее водоразделом. В долине плотный наст. За горой встаем на ночь. Наконец-то похолодало и развиднелось! Можно идти в гору! Первый переход 2,5 км до начала юго-восточного отрога г. Кисурис проходим по практически горизонтальной долине р. Ниакйокоч. Отсюда полностью открывается живописный массив Акка. 4 вершины стоят вряд. Восточноя вершина г. Стуртоппен — самая высокая, левее небольшое понижение, подпоясанное поясом из черных отвесных скал. Далее на запад вершина 1963м., от нее на запад г. Дуббельтоппен и замыкает г. Весттоппарна. Глубокое понижение между г. Дуббельтоппен и г. Весттоппарна, смотрится, как классический перевал. Но подъем к нему проходит по широкому кулуару забитому большим количеством пухлого снега, который выглядит лавиноопасным. Широкое пологое понижение хребта между вершиной 1963м. и г. Дуббельтоппен смотрится вполне проходимым и мы решаем пройти массив Акка именно здесь. Еще 4 км. полого (10-15 град.) спуска до слияния р. Ниакйокоч и р. Суоттасйокко. Далее 4 км. подъем (15-20 град.) по широкой наклонной террасе на левое по ходу плечо г. Раккасолке. Отсюда хорошо просматривается весь дальнейший подъем. В левой по ходу части склона, у начала кулуара, ведущего самый западный перевал, отчетливо виден каменистый выступ, от которого вправо идет пологая ступень к перевалу. Это выглядит, как наименее лавиноопасный путь на перевал. . От горы Раккасолке принимаем вправо и по дуге, не теряя высоту, обходим исток р. Раккасйокко. И по крутому 30-35 град. подъем (250м., 1,5 км.) на каменистый выступ. От него через весь склон к перевалу идет более пологий, чем остальной склон уступ. По этой «подошве» траверсируем склон к перевалу. Снега очень много, но достаточно плотный, что бы лыжи держались на поверхности. До конца уступа около километра. Последние 300 м до перевала уступа уже нет, уклон 30-35 град и снег более рыхлый. Преодолеваем с лавинными шнурами, дистанция между участниками 100 м, выставлены наблюдатели. От каменного выступа до перевала 40 мин. Перевал (назовем Акка 1Б) – пологая и широкая часть хребта между вершинами 1963м. и Дуббельтоппен (1830 м.). Высота 1670 м. Отклонения от графика движения вызванные плохой погодой не позволили нам тратить время на восхождения на ближайшие вершины. Спускаемся в сторону оз. Алемусъяуре. С перевала спускается (уклон 20–25 град.) ледник Хамбергсйекель, покрытый жестким ровным настом. 4 км. прекрасной катухи со сбросом высоты 700 м. Далее (2 км.) долина сужается и переходит в каньон с открытой водой. Последние 300м сброса каньон очень узкий. Обход по правому склону 25град. Склон практически без снега, много камней, спускаемся без лыж. Далее склон выполаживается, начинается березовое криволесье и еще через 2км мы на озере Алемусъяуре. На хребте и на всем протяжении спуска хорошо просматривается озеро и его противоположный берег. После обеда, за 2 часа пересекаем оз. Алемусъяуре (9км). Озеро покрыто плотным ровным настом. За 2-3 километра до Базы Ридсем на северном берегу озера Алемусъяуре на льду стоят таблички запрещающие приближаться к берегу. Река Ричемйокка, впадающая в озеро рядом с базой Ридсем перекрыта плотиной, которая периодически сбрасывает воду. Поэтому, по прямой к этому месту подходить нельзя. Обходить удобнее с запада по большой (2–3 км) дуге. Ридсем – база STF (Шведская туристская ассоциация). Проживание 360 крон с человека в сутки. Дорого. Забираем заброску и движемся по дороге вдоль озера в юго-восточном направлении. Через 2 км сворачиваем на север. Пройдя 500 м встаем лагерем на ночь. Первые 2,5 км вверх по сильно пересеченной местности в северном направлении на верхнюю террасу. Подъем очень сильно изрезан крутыми каменистыми холмами. Идти проще всего по кратчайшему пути вверх, обходы увалов не делают путь проще, но изматывают и увеличивают время прохождения. Выйдя на пологую террасу, сворачиваем на восток, в сторону г. Райвочокко. Пройдя около 10км плавно набирая высоту, после озера на 1060м сворачиваем на северо-восток в долину ручья, спадающего с ледника на западных склонах г. Каллакчокко (1664м). По плану мы должны были подняться на ледник, пройти между г. Каллакчокко и г. Риеппечокка и спуститься в долину р. Риеппейокка. Видимо ледник, обозначенный на карте за последнее время отошел выше по долине, ущелье изменило свои очертания, и характер подъема отличается от указанного на карте. Долина поднимается двумя явно выраженными ступенями. Первая – в середине долины 30 – 35 град, высотой около 100м, вторая – образует скальный пояс под верхним плато, с которого свисает ледник. Пройдя около 1 км после поворота в долину, подошли к первой ступени. Подъем не представляет сложности, осуществляем в лоб на камусах. Вторая ступень в условиях плохой видимости выглядит опасной для прохождения. Ледник снежно-ледовой шапкой нависает над долиной.. Справа по ходу, скалы забиты снегом до самого верха — этот склон, вполне проходим. Подъем на 250–300м крутизной 25–30 град, последние 80м до 45 град. Снега очень много, проходим по одному с лавинными лентами, треть склона на камусах, далее пешком вытаптывая ступени. Наверху ровное плато покрытое настом. Движемся в сторону перемычки между долиной с востока от г. Каллакчокко и ледником, служащим началом долины р. Риеппейокка. Перевал (условно Каллакпассет 1Б) — перемычка шириной около 100м, на юг круто спускается в узкое, зажатое в скальных сбросах ущелье, расположенное между г. Каллакчокко и вершиной 1660м. На север – ровный забитый снегом склон примерно 200м по высоте крутизной около 35 град. в средней части перегиб до 45 град. склон покрыт жестким настом. Спускаемся в кошках. Далее 5,5км отличный лыжный спуск 20–25 град. по долине р. Риеппейокка. Хорошая катуха. Местами перегибы рельефа с очень жестким настом, местами торчат камни. Выйдя на слияние р. Риеппейокка и р. Суоркейокка встаем лагерем. Леса нет, вокруг березовое криволесье. 6 км движемся по руслу реки Суоркейокка. Не доходя 500м до оз. Теуса начинаем подъем в северном направлении на террасу между массивами г. Виеррачорро и г. Уртечокка. Удобное место подъема вдоль русла р. Чаутасйокко, но подниматься надо, не доходя до реки, вдоль правого ее берега. Первые 2,5км подъема (25–30 град.) много рыхлого снега, тропежка. Далее 2,5км пологий подъем по хорошему насту до озерца, которое служит началом ручья, спадающего на север с террасы между г. Саймиваре и вершиной 1081 м, и впадающего в р. Кайтумйокка. По этому ручью и спускаемся 1,5 км до р. Кайтумйокка. Спуск проходит по очень жесткому, обледенелому на солнце насту. Очень скользко, требуется приличная лыжная техника, иногда хочется встать на кошки. Внизу овальная равнина, зажатая со всех сторон заснеженными горами. Вся равнина покрыта жестким, обледенелым настом, много открытого ягеля, видны стада оленей и два коша, по-видимому, оленеводов. Пересекаем равнину и движемся вдоль берега р. Видъяйокка до оз. Видъяяуре 2,5км. Далее пересекаем на север озеро Видъяяуре, поворачиваем на северо-восток и через 4,5км, пройдя западнее оз. Рушкаяуре выходим к спуску с плато в долину Нескетвагге. Отличный спуск в долину, 2 км широкого ровного склона 20 – 25 град. Далее 1,5 км на восток до долины Чекчавагге. Переходим по льду р. Чекчайокка и поворачиваем на север. После небольшого подъема выходим на буранную дорогу, идущую от базы Кабнекайсе вокруг массива г. Кабнекайсе на север в сторону Абиско. По дороге 3км до хижины Чебнекотан (STF), которая расположена на входе в долину р. Куоперйокка. В домике решили заночевать. Дом с печью в отличном состоянии. Рядом хороший туалет и сарай с дровами. Дрова STF завозит в свои хижины в начале зимы по зимникам на весь сезон. Оплату за пользование домом необходимо произвести на любой жилой базе STF. Стоимость порядка 60 крон с человека. Прямо от хижины начинаем подъем в северо-восточном направлении по левому борту долины р. Куоперйокка в сторону ледника Рабботс. Через 5 км мы подходим к небольшому озеру, расположенному перед началом подъема язык ледника Рабботс. По дороге к леднику к нам на снегоходах подъезжали офицеры Шведской армии и просили нас не заходить на южную часть ледника. Там ведутся работы по поиску останков самолета Норвежских ВВС, который 15 марта в условиях штормовой погоды врезался в вершину Кабнекайсе. Из долины видны поисковые работы на склонах Кабнекайсе. После к нашей группе ещё разподъехали сотрудники полиции Швеции и сообщили, что ледник закрыт для прохода групп по причине проведения поисковых работ с использованием взрывчатки. Нам было настоятельно предложено пройти по соседней долине Куопервагге. Что мы с сожалением и сделали. Мы обошли западную оконечность хребта Дракона (вершина Дракрюгген) и через 6км пологого подъема по левому борту долины Куопервагге подошли под перевал, соединяющий долину Куопервагге и долину Тарфалавагге. Подъем на перевал представляет собой ровный широкий склон крутизной до 30 град. набор высоты 160 м. Склон перегружен снегом и представляется сильно лавиноопасным. Начинаем подъем несколько не доходя до перевала. Поднимаемся под скальные выходы и далее вдоль скал траверсом склона выходим к последней пологой части подъема на перевал. Перевал (назовем его пер. Каскасашен 1Б) представляет собой длинный, широкий проход в хребте между вершинами Каскасапакте (2043 м.) и Чебнепакте (1990 м.). В конце прохода – невысокая водораздельная марена. Преодолев её, выходим к оз. Каскасашен, которое, в свою очередь, с юга, отделено от ледника Чебнепакте, его боковой мореной. Спуск с перевала лучше производить по левой части ледника Чебнепакте вдоль боковой морены. Центральная часть ледопадом спускается в озеро Тарфала..Спуск по неширокому крутизной 25-30 град. кулуару, обходящему слева ледопад ледника Чебнепакте, занимает около часа. Ледник спадает прямо в озеро Тарфала. Переходим за полчаса через озеро, и мы на базе Тарфала. . Вышли в радиальный выход на перевал Тарфала и г. Каскасачокка. В местных понятиях перевала Тарфала не существует, есть только гора Подъем на перевал хорошо просматривается от лагеря. Пересекаем озеро и движемся прямо к правому (по ходу) склону горы Тарфала. Вдоль него идет русло ручья. По нему и движемся 1,5. Далее русло сужается, становится круче (20-25 градусов) и дугой влево выходит на пологий ледник, который тянется до перевального взлета, заполняя весь широкий цирк под перевалом Тарфала. Около перевального взлета оставляем лыжи и одеваем кошки. Перевальный взлет примерно 100 метров (35 — 40 градусов) преодолеваем в кошках. Последние 20 метров достаточно крутой (45 градусов) жесткий наддув. Снег очень хорошей плотности, наст прекрасно держит ступени. Перевал – широкая седловина. Определяем, как 1Б. Кое-где видны камни. Перевал соединяет долины р. Тарфалайокка и р. Эстер-Каскасайокка. Прямо с перевала (влево по ходу) продолжаем подъем на гору Каскасачокка. С перевала идет заснеженное ребро на гору. Кое-где видны камни. Крутизна примерно 35 градусов. Слева по ходу скальный сброс. Поднимаемся вдоль него, потом склон становится круче, появляются разрушенные, обнаженные скалы. В конце немного, несложного свободного лазания и выходим на вершинное плато. У места выхода на плато стоит сложенный из камней тур. Невдалеке видны еще туры, ведущие к вершине, эти туры очень помогают при спуске. Они указывают самое удобное место спуска с горы. Правее и левее этого места отвесные скалы. Плато плавно поднимается к вершине. До вершины от скал, примерно, 600 метров на запад. Вершина находится на краю плато, оканчивающегося обрывом. С вершины хорошо просматриваются г. Кабнекайсе, траверсы горы Лиллиетопен и горы Каскасапакте. Визуально 2А-2Б скальная техника и снаряжение.Так же хорошо виден перевал Куоперпассет. Спуск с вершины до оставленных лыж по следам подъема, потто на лыжах до приюта. Прекрасная катуха. Пересекаем озеро и начинаем подъем между ледником Кебнепакте и его левой, боковой мореной. Достаточно широкий, не крутой (примерно 25-30 градусов) кулуар левой дугой, в обход ледопада, выводит нас, через 1км, на верхнюю часть ледника. Верхняя часть ледника покрыта плотным настом, видны редкие, хорошо читаемые трещины. Боковая морена, справа по ходу, заканчивается небольшим возвышением из камней, через которые легко перейти к оз. Коскасашен. Путь к озеру Коскасашен и далее в долину Куопервагге через перевал Каскасашен. Проходим длинную перевальную седловину. Спуск 150м, 30 град по линии падения воды в долину Куопервагге пешком по одному. Много свежего снега склон лавиноопасен. Прижимаемся к правому борту долины, движемся в сторону перевала Куоперпассет (перевал между вершинами 1730м и 1709м), постепенно набирая высоту. Плотный снег позволяет траверсировать крутой (примерно 30 градусов) склон. Траверсом, набирая высоту, выходим на перевал. Перевал Куоперпассет определяем, как 1А, соединяет долины Куопервагге и Каскасавагге. Широкая во всех направлениях седловина, посередине – тур. Спуск с перевала, из-за большого количества снега, начинаем по центру, короткими серпантинами, далее пешком по линии падения воды. Спуск (примерно 200м., 30-35 градусов). С середины склона спускаемся между двумя скальными выходами. После скал склон выполаживается и плавно спускается в середину долины. Следующий перевал Пирамидпассет находится практически напротив. Между перевалами на дне долины отдыхаем 10 минут и начинаем подъем на следующий перевал. С места привала видно начало долины Эстер Каскасайокка. Перевал Пирамидпассет неоднозначен. Направление перевала просматривается хорошо, но посередине подъема расположен небольшой разрушенный гребень, который, не совсем понятно, с какой стороны обходить. Перевал располагается справа по ходу от этого гребня. С центра долины поднимаемся на ригель с левой по ходу стороны и небольшими серпантинами подходим под разрушенный. Далее снимаем лыжи и пешком поднимаемся прямо по гребню в лоб, пока справа не откроется седловина перевала. Уходим с гребня на седловину. Перевал представляет собой – небольшое понижение между вершинами Книвкаммен и Пюрамиден. Перевал (определяем, как 1Б) соединяет долины Каскасавагге и Унна-Рейтавегге. Вся левая по ходу часть спуска с хребта (перевала) – скальные сбросы. Нормальный спуск только в самой правой по ходу части перевала (примерно 40 градусов), ровный и длинный (примерно 200 метров) склон. Снега много, спускаемся пешком по линии падения воды. С перевала открывается волшебный вид в очень необычную долину. Прямо под перевалом находится стометровая, практически отвесная ступень, прорезающая поперек широкую долину Унна Рейтавагге. Из-под перевального взлета можно не теряя высоты, траверсом г. Книвкаммен пройти на верхнюю часть ступени к озеру, на берегу которого находится хижина Унна Рейтастуган на 4 человека с дровами, но ветхая (денег за нее не берут). А можно спуститься в «нижнюю» долину к красивому озеру Унна Рейта. Мы идем траверсом на верхнюю ступень долины. Пересекаем озеро Верхнее Унна Рей, поднимаемся на небольшую морену. Слева открывается вид на ледники горы Вактпостен. Далее идет пологий спуск, плавно огибающий гору Рейтас, расположенную справа по ходу, и через 4,5 км спускаемся к хижине Налостуган. При входе в долину Стуор Рейтавагге, река Рейтайокка, огибая гору Рейтас, проходит по глубокому отвесному каньону. Поэтому спускаться вниз долины не имеет смысла. Траверсируем западный склон г. Рейтас, проходя выше каньона, спускаемся к реке уже ниже каньона и встаем на ночевку. Движемся 500м на северо-запад, затем поворачиваем на север и через 2 км некрутого подъема выходим на висячую долину к озеру на отметке 1235 м. Еще через 1 километр выходим под западный склон г. Сиельмачокка, на ее западный ледник. Ледник круто вздымается в северном направлении на северо-западный отрог г. Сиельмачокка упирается в скальные сбросы, с которых свисают крупные карнизы. Решаем немного вернуться и, обогнув южный отрог г. Поссусчоккас (1792 м), пройти в долину р. Поссусйокка между вершинами 1884 м. и Поссусчоккас (1792 м.) От озера на отметке 1235 м. 700 метров пологий подъем к перевальному взлету. Перевальный взлет – две ступени. Первая – примерно 100 м., уклон 30 градусов, очень много снега. Проходим пешком по одному, с лавинными лентами и наблюдателями. Вторая ступень – около 100 м. логично проходится траверсом вправо по ходу в самую правую часть понижения хребта. Проходим по одному с лавинными лентами. Далее по хребту, влево до самого перевала. Спуск с перевала – 50м пешком вниз по каменистому склону затем, примерно 2 км. на лыжах по пологому (20 град) леднику до долины р. Поссусйокка. Затем 8 км вниз по долине реки Поссусйокка до слияния с р. Алесетно. Время подъема от озера на отметке 1235 м. до перевала 2 часа. Время спуска до р. Алесетно 3 часа ходового времени. На слиянии реки Поссусйокка и р. Алесетно поставили лагерь. р. Алессетно – оз. Вуолле-Алесъяуре – дол. Картинвагге — Оз. Абискуяуре 25км. Периодически тропежка до 20 см. Оз. Абискуяуре – р. Абискуйокка — Абиску Последние 12 км до станции Абиско. Район характеризуется лавиноопасностью. Характерным явлением является достаточно крутой рельеф с частыми скальными выходами и каньонами на высоте 600-800 метров над уровнем моря. При спусках с перевалов нужно быть внимательным, чтобы не оказаться зажатым в таком каньоне и при явном сужении при спуске, выбираться на один из склонов. Характерным для района является сильный ветер у отдельных узких участках долин. Ветер по силе близок к штормовому или штормовой, но протяженность таких участков не велика. Трудно назвать отдельные места, район необычайно красив. Национальный парк Сарек. Парк насчитывается 100 ледников и шесть самых высоких горных вершин Швеции. В парке нет размеченных троп, хижин или удобств. Королевская тропа (Kungsleden) проходит по восточной части парка, поход можно начинать в Квикйокк (Kvikkjokk) на юге в долине Тарра (Tarra) или в Салтолуокта (Saltoluokta) – горной станции. Национальный парк Абиско. «Дикий», «уникальный» и «несравненный» — три прилагательных, описывающих этот рай за Полярным кругом. В парке есть аварийные хижины и туристические станции, которые поддерживаются в отличном состоянии. Массив Акка – великолепные виды, отличные лыжные спуски с перевалов к красивейшему озеру Алемусъяуре. Окрестности г. Кебнекайзе – очень интересный рельеф, хорошо развита инфраструктура. Долина базы Тарфала. Очень уютная и компактная долина с большими возможностями для горного и лыжного туризма. Возможно большое количество радиальных выходов и совершения первопрохождений. г. Каскасачокка – видовая вершина, подъем на которую совершается из долины Тарфала. С этой вершины в хорошую погоду открывается вид на все самые высокие пики Швеции. Весь район изобилует разнообразными, локально расположенными перевалами, разной (от н/к до 2Б) сложности и длинными ровными склонами. Практически все долины расположены высоко над уровнем моря и хорошо продуваются, и снежное покрытие в них достаточно твердое, что бы, не замучить тропежкой. Некоторые долины имеют оборудованные домики для отдыха. Район удобен для совершения походов разной сложности. Непосредственно сам массив Кабнекайсе, с его красивейшими вершинами и развитой инфраструктурой, вполне может служить местом отдыха, как для любителей походить по горам или покататься на лыжах, так и для, обучающихся горным видам спорта, юных спортсменов. Для походов более высоких категорий здесь есть и совершенно ненаселенные, непосещаемые местным населением районы южнее и западнее массива Кабнекайсе. Есть и сложности. В регионе очень мало леса. Даже там, где на картах указана «зеленка», это не совсем лес, а мелкое лиственное криволесье. И его запрещено жечь на кострах. Здесь не отслеживаются перемещения туристов по горам, поэтому в случае аварии придется либо самим добираться до связи с полицией, либо ждать, когда в полицию заявят родные или близкие пропавших. В этих горах есть особенности рельефа и построения местных карт. Середина хребтов этого региона, видимо, сложена из очень твердых пород. Поэтому, все реки, спадающие с окрестных склонов, на высоте примерно 800-900м. над уровнем моря имеют каньоны, зачастую непроходимые. На географических картах этих мест отсутствуют обозначения обрывов и все стены, и почти отвесные склоны обозначаются близко расположенными горизонталями. Шведский союз туристов (STF) располагает хорошо оснащенными турбазами, кемпингами для водного и горного туризма, расположенными по всей Швеции. STF – старинная некоммерческая организация, которая строит и обслуживает хижины, и приюты для туристов по всей Швеции. Во всех домиках поддерживается чистота. Запас дров имеется даже в домах без смотрителей. Вне сезона они закрыты. Время сезона – на сайте STF. Спасательная служба работает отдельно, сама по себе, и не относится ни к STF, ни к Police. Все сообщения о ЧП отправляются в Полицию, далее она передает информацию в необходимую службу. Телефоны для оперативной связи: Международный телефонный код Швеции — 46. Посольство России в Швеции — Стокгольм, Gjorwellsgt 31, телефон: (46-8)13-04-40. Консульство Гётеборг, St.Sigfridsgatan.l, телефон: (46 31) 40-80-84. Пожарные, полиция или скорая помощь – 112. Желающим могу приложить паспорта перевалов.

Ссылка на источник

Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью RSS 2.0 feed. Вы можете оставить комментарий. Пинги закрыты.

Добавить комментарий