Чудесное майское утро. Мрамор и стекло нового терминала Киевского аэропорта Борисполь. Всего несколько часов и наша группа журналистов украинских СМИ уже на борту Боинга гостеприимных Королевских авиалиний Иордании. Королевских! Какое название! — и не только название, сервис действительно королевский: необычно широкий выбор блюд, по-восточному обворожительные стюардессы, безукоризненный сервис, персональное ТВ с десятком видео и аудио каналов — все, что нужно для комфорта в самом далеком путешествии. Из Киева в Амман всего три часа, полет уже почти подходит к концу, а внизу сплошная облачность, земли не видно, казалось, что так будет продолжаться целую вечность. Но вдруг тучи исчезли, голубое море и серые гряды гор, освещенные ярким солнечным светом, протянулись под крыльями нашей «птицы». Как специалисты туристической тематики, еще до отъезда мы знали, что в последнее время Иордания становится все более известным и популярным туристическим направлением, но личные впечатления от увиденного во многом открыли эту страну по-новому, несколько неожиданно и дали возможность оценить ее как настоящее Эльдорадо, такой себе «Эдем для путешественников». Как по мне — это страна в которую невозможно не влюбиться. Почти мгновенные формальности в международном аэропорту Аммана, встреча с нашими сопровождающими, представителями принимающей стороны (пресс-тур осуществлялся по приглашению Иорданского Управления по туризму и Министерства туризма и древностей Иордании) … и местное средство передвижения мчит нас в первую гостиницу. Местный — это не осел, верблюд или тележка с лошадьми, а современный микроавтобус мерседес, одной из последних моделей. Невероятно! Какое первоклассное состояние дорог, современные тоннели, дорожные развязкаи! О наших украинских и, в частности, киевских не стоит и вспоминать. Далеко не всегда я путешествую такими организованными группами, поэтому поговорил с местными о том, что же делать дальше индивидуальном путешественнику, который прибыл в местный аэропорт. И вот чем хочу поделиться. Амманский международный аэропорт принцессы Алии (Queen Alia International Airport) расположен примерно в 35 км к югу от иорданской столицы. Немедленно после выхода из транзитной зоны вас встретит шумная стая местных таксистов, предлагающих довезти до города за 35-40 динаров (один динар можно принимать равным примерно одному евро, разница небольшая, ну а если быть более точным, то во время моего пребывания в мае 2013 1 динар = 0.93 евро, или 0. 71 доллар США). Вероятно, цену можно сбить до 15-25 динаров, но придется постараться (для торга достаточно знать числительные по-английски, или даже просто писать цифры на бумажке). Есть другой, достаточно удобный и недорогой вариант: автобус-экспресс, осуществляет рейсы между аэропортом и Амманом каждые полчаса. Остановка при выезде из аэропорта в другом (северном) терминале. Направление к нему укажет любой служащий аэропорта, если ему сказать «экспресс-бас?» От зоны прилета туда идти минут пять — 300 метров. Стоимость билета — 3 динара, их продает человек, стоящий рядом с автобусом. Хотя он и едет чуть медленнее такси, но выгода очевидна. Нас разместили в 5-и звездочном отеле «Le Meridien Amman» в современном центре Иорданской столицы. Стоимость номеров стартует от 190 долларов, но это того стоит. В отеле есть все, и немного больше, что должно быть в гостиницах на пять звезд. Шикарные номера, 7 ресторанов, фитнес и бизнес центры, бассейны и оздоровительный комплекс, множество небольших баров и, безусловно, изысканный сервис. Кстати, Le Meridien далеко не самый дорогой и высококлассный отель Аммана. Уже сейчас здесь представлены самые известные мировые бренды, такие как Sheraton, Hyatt, Kempinski, InterContinental, Marriott, Movenpick, Four Season, да всех и не перечислишь — а сколько еще строится … Но интересно было узнать и другие варианты размещения. Отбросив пятизвездочные, все отели Аммана можно разделить на две группы. Первая группа — это обычные заведения, предлагающие по 45-70 динаров стандартный набор удобств (холодильник, телевизор, кондиционер, завтрак) — они концентрируются в западной части Аммана: 5-й, 6-й, 7-й круг. Отели второго типа, за существенно меньшую плату (15-25 динаров) позволят почувствовать колорит арабского города, поскольку расположены в так называемом «Даунтауне» — исторической части столицы, которая приходится на район Цитадели, римского амфитеатра, 1 и 2 круга. Этот колорит густо замешан на суете восточного базара, многоголосной толпе и весьма умеренном сервисе. Номер может представлять собой толстостенную камеру с маленькими окошками, обеспечивает прохладу в жару и защиту от шума, но сантехника будет работать с перебоями из-за слабого напора воды, а вся мебель — шкаф да тумбочка, телевизор и мини-холодильник при необходимости придется просить, скорее всего за дополнительную плату … Но все это разве так важно для небогатого путешественника, по сравнению с возможностью почувствовать настоящий вкус Ближнего Востока. Отель нас не подвел и хорошо отдохнувшими, а кое кто и насладившись родниковой водой бассейна, мы встретили наше первое утро в Аммане. В иорданской столице солнце встает поздно. Сначала оно поднимается из-за ровной, как подоконники, Аравийской пустыни и постепенно освещает окрестности города. Центр находится в долине и остается в тени. Тень почти до полудня лежит на золотых рядах, овощном рынке, полном аромата клубники и дыни, на ступеньках огромного амфитеатра, по ступеням которого ходят оранжевые дворники и смывают вчерашнюю пыль. Хлопают ставни сувенирных лавок. Хозяева раскладывают товары и, оглядываясь, прячут под прилавки самое ценное- добычу черных археологов: кувшины, браслеты, статуйки времен пророка Моисея, Марка Аврелия и Саладина. Амманцы утверждают: утром дымка над их светлым городом — как белый фимиам Аллаху. Я лично убедился в их правоте. Дело в том, что король Абдулла Второй запретил строить в столице что-нибудь не из местного белого кирпича. Поэтому встретить здесь здания других расцветок, кроме серо-желто-белой, и выше 4 этажа трудно. При древних греках и римлянах Амман назывался Филадельфией. Филадельфия-Амман, или Амман-Филадельфия — город на крутых, как огромная кочка, горах расчерчен синусоидами улиц и скоростных трасс. Белые дома, дорогие машины, стайки школьниц в голубой и зеленой форме, звон мобильных телефонов, вой муэдзинов, запахи жаренного на углях мяса и восточных пряностей. Амман расположен в горах, причем это настолько заметно, что перепады высот существенно затрудняют передвижение. На карте города многие улицы выглядят параллельными — на деле же они расположены одна над другой. Некоторые городские кварталы на самых вершинах смотрятся очень живописно. Впрочем, это одна из немногих достопримечательностей столицы. Особенно величественных памятников человеческой инженерной мысли в Аммане не сохранилось. Цитадель на центральном холме сильно пострадала от вооруженных разборок последних двух-трех тысячелетий, и из ее сильных мест стоит отметить лишь Археологический музей, куда со всей страны свезены предметы обихода древнего иорданской человека. Еще в Аммане есть римский театр. Театр — это круглая яма со ступенями (прошу прощения у искусствоведов). С ней ничего не могут сделать ни пожары, ни нашествия иностранцев, ни смены эпох, поэтому в числе античного наследия городов Средиземноморья одиноким колоннам без крыши обычно сопутствует именно театр. Впрочем, надо сказать, что у античных театров тоже есть разная степень сохранения. Уже в этот день, в городе Джераш, мы увидели, что театр сохранился действительно хорошо. Здесь и сейчас можно найти центральное место, откуда обычный шепот слышен на самых верхних рядах, а средний тембр голоса воспринимается как рев мегафона. Есть здесь и другие аудиовизуальные эффекты производства первых веков нашей эры. Когда-то в Джераше жили римляне, затем византийцы, методично перестраивали любые возможные строения в церкви, а вот арабам город стал и вовсе без надобности. В XIX веке турецкий султан поселил здесь черкесов, бежавших от российской оккупации. Но это я немного забегаю вперед, а пока мы в Аммане. Что меня несколько поразило, так это — что в столице почти нет светофоров. Это действительно так, поскольку на перекрестках основных городских магистралей построены туннели или эстакады. Не могу успокоиться и все любуюсь их дорогами, все они в отличном состоянии, а некоторые даже построены на мировом уровне с разделительной полосой, мачтами освещения, с четко видимой разметкой и указателями. Более всего поражает состояние дорог, видя количество машин никак не меньше нашего, или в любой другой европейской столице. Уровень жизни иорданцев позволяет почти каждой семье иметь личные автомобили. На велосипедах, мотоциклах и мопедах из местных здесь практически никто не ездит. Всего в столице живет около трети населения страны, а всего в ней 4 миллиона 755 тысяч (по последней официальной переписи 2003 года, но на сегодня оценивается в 6,5 миллионов). В Иордании оказались и сотни тысяч палестинских беженцев, изгнанных Израилем со своих родных мест. Если Вы захотите путешествовать самостоятельно, осмотреть все достопримечательности Аммана можно за один день. Скорее всего (а я бы сделал именно так, путешествуя самостоятельно), жить вы будете в даунтауне, совсем рядом, поэтому можно организовать прогулку следующим образом. Пройтись вниз по улице короля Хусейна (Al Malek al Hussein), пока не дойдете к большой мечети его же имени. Там повернуть направо и погулять по шумной улице Hashemi, заглядывая во всевозможные магазины. Затем перейти на другую сторону и через продуктовый рынок пройти на параллельную улицу Quraysh. По ней идите в обратную сторону, мимо развалин римского фонтана амфитеатра. Оттуда поднимайтесь на холм с крепостью. Собственно, все. На мой взгляд, заблудиться в Аммане будет просто невозможно. Ну а наше, настоящее путешествие во времени, фактически началось в этот же день в 50 километрах от Аммана, в древнеримском городе Джераш, который еще называют «Помпеи Востока». В 749 году его накрыл сель, вызванный землетрясением, благодаря этой консервации сохранились следы цивилизаций, существовавших более 2500 лет назад. В свое время Джераш входил в Декаполис — торговый и политический союз десяти величественных греко-римских городов, динамично развивавшийся. Когда в 129 году н.э. император Адриан посетил Джераш, его взору предстало красивое цветущее поселение. К приезду такого высокого гостя здесь была установлена грандиозная Триумфальная арка, что стало первым шагом к реализации масштабной программы по обустройству Джераша в истинно римском духе. Знакомство с городом мы начали с осмотра именно этой Триумфальной арки. Далее поднялись на холм, на котором возвышаются огромные колонны храма Артемиды. И вот что меня особенно поразило: если подойти к ним совсем близко, отчетливо видно, что они качаются … Это место — поистине путешествие во времени … Мы прошлись вдоль руин 15 христианских храмов эпохи Византийской империи, далее через жилой квартал с мечетью периода исламского господства, а затем рассмотрели сооружения Омаядской и Аббасидской эпох … А совсем рядом течет жизнь современного города … Прогуливаясь по улице Колон, в огромных камнях, которыми выложена дорога, можно увидеть следы колесниц. Время сохранило обаяние этого древнего города, и даже сегодня невольно ждешь, что за поворотом покажется толпа одетых в римские тоги горожан. На многочисленных улицах Джераша расположились гениальные произведения античных архитекторов, среди которых храмы Зевса, Афродиты, фонтан Нимфеи, церкви и амфитеатры. Этот город давно превратился в памятник истории и архитектуры, но, как нам рассказали, есть несколько дней в году, когда Джераш вновь оживает: зрители заполняют ложи амфитеатра, на сцену выходят артисты … и под небом начинается феерическое действие. В городе праздник — Джерашський фольклорный фестиваль. Как по мне, Джераш действительно неплохо сохранился и прекрасно передает атмосферу той далекой римской эпохи. Его сохранение особенно примечательно, если иметь в виду, что в конце 19-го века черкесы и чеченцы — мусульманские переселенцы с юга России — с разрешения султана Османской империи использовали каменные блоки из руин римского города для строительства собственных домов. Потомки этих людей до сих пор живут и здесь, и по всей Иордании. В Музее фольклора в Аммане есть экспозиция, где представлены манекены, одетые в традиционную одежду иорданских народов. Кавказские черкески и папахи выглядят среди них весьма неожиданно, если не знать приведенных выше фактов. Жаль, что времени мало и после Джераш мы возвращаемся в Амман, потому что завтра нас ждет дорога к еще более неожиданным открытиям Иордании. Мне приходится достаточно путешествовать по странам мира и заканчивая рассказ о первых днях пребывания в Иордании и о ее столицеАммане скажу, что она мне очень понравилась. Прежде всего потому, что она «не затоптанная» туристами. Город не испорчен туристической тусовкой. Иорданцы относятся к туристам, как к священным коровам. Амман показался мне одним из самых чистых и безопасных городов в арабском мире, город с древними корнями, куда гармонично вплетена современная архитектура в восточном стиле. Кроме того, Амман — идеальное место для того, чтобы отправиться в путешествие к другим достопримечательностям Иордании. Вокруг города их множество, некоторые возвращают к римским временам, другие к расцвету Исламской цивилизации. В это увлекательное путешествие я и приглашу вскоре вас, мои читатели, в следующей части моей статьи. Благодарим Иорданское управление по туризму в России (JTB www.visitjordan.com) за помощь в организации поездки, за предоставленную возможность посетить страну и ознакомиться с возможностями туризма Королевства Иордании в составе пресс-группы журналистов украинских СМИ.
Рубрика: Новости туризма
Метки: Иордании Амман
Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью RSS 2.0 feed. Вы можете оставить комментарий. Пинги закрыты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.