А в головах у нас о-го-го что: из Зермата до Шамони наикратчайшим адекватным маршрутом, вторая часть которого почти целиком отличается от вариантов Высокого Пути, известных природе белорусского края. А там, если все четко, то можно и на Монблан по пути первопроходцев. Любителям наглядности или присматривающимся к району показываем без подвохов нашу заявленную нитку: Дата/День похода/Маршрут/Километраж 2.02 1 дер. Zermatt, 1616 м – Schoenbielhutte, 2649 м (Швейцария) 11 3.02 2 пер. Valpelline 2A, 3600 m – пер. Brule 2A, 3300 м – приют Bouquentis, 2950 м 10 4.02 3 пер. Eveque 2A, 3400 м – пер. Petit Collon 2A, 3300 м – приют Chantrion, 2400 м 15 5.02 4 пер. Sonadon 2А, 3520 м – приют Valsorey, 3000 м 11 6.02 5 дер. Orsieres, 901 м – приют Saleina, 2639 м 26 7.02 6 пер. du Toir Noir 2A, 3534 м (Франция) 4 8.02 7 в. Aig. d`Argentiere 3A альп. (рад.), 3901 м – приют d`Argentiere, 2771 м 2 9.02 8 Запасной день 10.02 9 дер. Chamonix, 1037 м – приют Grands Mulets, 3051 м 25 11.02 10 в. Mont Blanc 2A альп., 4810 м – дер. Chamonix 6 Она же на километровке Вместе это 110 км по горизонтали, около 10 по вертикали и почти 4 месяца всех видов подготовки к мероприятию. Хотя всё и все обещали, что февраль в принципе отлично подходит для лыжного похода в Альпах, в одном они оказались полностью правы – наверху вне трасс кроме нас никого не было, ни на ледниках, ни в приютах. Погода радовала целый второй ходовой день, дальше смогли обойтись как то без нее. Жаль, но все пройти никак не получилось: 2.02 1 дер. Zermatt, 1616 м – ледн. Zmutt, 2218 м 10 3.02 2 ледн. Zmutt – ледн. Tiefmatten, 2980 м 8 4.02 3 Отсидка из-за плохой погоды – 5.02 4 ледн. Tiefmatten – пер. Valpelline 2A, 3600 м – пер. Brule 2A, 3300 м 8,5 6.02 5 пер. Brule – приют Bouquentis, 2980 м (отсидка из-за плохой погоды) 2 7.02 6 Отсидка из-за плохой погоды – 8.02 7 приют Bouquentis – дер. Arolla, 2010 м 10,5 Первым пунктом нашего визита в эту горную цепь стала деревня Орсьер (Orsieres), где мы без каких-либо проблем оставили заброску в гостинице возле почты и вокзала. Вот теперь собственно по маршруту. В Зермате запрещено движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому автомобилисты оставляют своих корчей на платных стоянках в Тэше, который сразу вниз по долине (от 10 CHF за день, других стоянок там просто не существует), и тянутся вверх на электричках (8 CHF в одну сторону, ходят каждые 20 минут с 6 до 22.00). Так сделали и мы, но слепо уподобляться не стоит. Попробуйте вариант с бесплатной парковкой в Виспе (Visp, город при въезде в долину Маттергорна) и дружным путешествием оттуда до Зермата на поезде. Сама железная дорога захватывает и впечатляет как с художественной, так и с инженерной точки зрения. Мы на старте. Бодрым шагом в полной выкладке проходим всю курортную деревню. Изумленные поголовные взгляды отдыхающих и обслуживающих не оставили сомнения, что на следующий день это событие откликнется в весь разворот «Зерматского вестника» (или «Красного зерматчанина», или «Альпийской правды»). Загнивающий Запад уже совсем доходит и в подтверждение этому постулату наших властей и СМИ понатыкал после языков больших ледников кантона Валис (или Вале, Wallis-Valais) маленькие гидроэлектростанции. А где совсем у них плохо, так даже с дамбами. Вот и нам пришлось со смешанными чувствами испытать под собой расчищенную от снега дорогу до высоты 2100 м к каким-то ненужным уважающей себя стране гидротехническим сооружениям. Далеко не сразу и с пренебрежением мы встали около бетонной будки на ночлег, хоть от ветра прикроет. Следующий день был солнечным, и часа за 3 ЧХВ мы прошли ледник Zmutt, предстоял выход на ледник Tiefmatten. Зима не лето, путь подъема был другой. Взлет этого пути мы хотели преодолеть по скалам, но никак. В результате провесили две снежные веревки. Первый плыл, а остальные страховались, чтобы не утонуть. Эти действия заняли у нас добрых 3 часа. Поэтому, выйдя на плато, там и окапались на ночлег. Технико-тактические приемы следующего дня заключались в утреннем переодевании и вечернем основательном обкапывании палатки с увеличением стенок ямы. А что вы хотели, если единственными черными пятнышками панорамы были скалки в 50 м от места бивака? Под вечер на часок растянуло, потом назад закрасило все белым. Было в первую ночь Стало во вторую Утро четвертого дня было лучше предыдущего. Видно метров на 100, которых достаточно, чтобы определить путь. Быстренько собрались и поднялись по небольшому лавинному выносу, вызванному обвалом льда, на наклонную широкую снежную полку. По ней вышли под взлет перевала Valpelline и продолжили движение к нему по летнему пути. Синее небо над нами, сильно постоянно дует настолько, что я три раза падаю под порывами. Через 3 ч ЧХВ мы на перевале. Спуск с перевала на ледник de Tsa de Tsan был частично фирновым, частично ледовым. Найдя достаточный участок фирна на боковой части ледника, группа сумела осуществить спуск с перевала исключительно на лыжах с использованием техники «лестница» около 40 м. А дальше вниз по фирну с застругами как по волнам на перевал Brule. Подъем на этот перевал начинается в чаше, которая отделена перемычкой от ледника. Вид на Италию Как оказалось, проще всего спуститься на дно чаши слева и подняться на перевал по ее левому же гребню. А мы, не видя полной ситуации, пошли траверсом по правому борту (ближе к хребту). Наградой за это мне стал исключительный опыт 45°-подъема по 80 м перил с одновременной тропежкой. Пошел снежок, бралось на вечер, а я работал первым на спуск. Вышел на всю веревку, сделал себе лоханку. Пока ждал вторую веревку со вторым человеком, то понял, что обычные люди даже не додумаются стоять зимой в сумерках при ограниченной видимости на склоне перевала 2А на высоте около 3000 м и ждать остальных. Я же тут как тут и вдобавок улыбаюсь. Ну вот и следующий, только он без веревки. Говорю ему человеческим голосом: – Не, Максим, задний ход. А он отвечает, но не мне: – Палатку там ставьте, а? Постоял я, пока веревка освободилась и стемнело напрочь, а потом давай жумарить свои бонусные перила. Тем временем на седловине уже вовсю мелькают лопаты и снег застилает снаряжение. Утро порадовало. Видно и тихо. Начали спускаться не там где летом, но там, где проще зимой. В конце первой веревки первый же надорвал доску. Вот и еще одни бонусные подъемные перила для Максима. Перешли на летний вариант, его начало легко узнать по остаткам расходников на камне. Спускались возле скал по перилам. Не то, чтобы очень круто, но под снегом большие камни. Когда проваливаешься в дырки между ними, нагружение веревки спасает от переломов нижних конечностей. К тому же совсем не видно наклонных гранитных плит под небольшим слоем снега, а ехать по ним в никуда не очень приятно. Пока мы этим занимались, опустилась на нас легкая белая мгла. Спустился первым третью веревку и включил GPS. Он уверил, что скальный пояс пройден. Подошел второй, начали мы с ним бросать вниз снежные комы, чтобы хоть как-то прочитать рельеф. Пришел третий и четвертый, отправили их пешком по следам комов, а они в снег по пояс, и только потом вниз. Вскоре все спустились на ледник, приют Bouquentis был всего в километре с небольшим набором в самом конце на морену. От начала спуска оказались в нем через 4 часа. Приют. При-ию-ют, товарищ, – это тебе не лагерный барак с голыми нарами. Там целых два строения, правда, тоже деревянные. Одно многоугольное и с печкой-плитой, сделанной с умом на фабрике, чтобы мы ночевали, а второе почти обычное двухскатное с запертой на три замка комнатой сезонного дежурного, чтобы мы с передней дрова брали. Да давай мы печку топить и по полкам шарить. Ну, продукты там, вина сухого литра три, свечки, спички, карты разные, книги, одеяла, подушки, матрацы, стол, стулья и т.д., а добивает проводной телефон со спасателями в голубом вертолете. Скорее всего, они и кино бесплатно покажут, было бы кому. На завтра собрались, да остались еще на день. Не то, чтобы так понравилось, но на улице неприглядно вовсе: белым бело и ветер такой, что когда выбегаешь с лопатой за снегом, ее вместе с рукой поднимает в горизонтальное положение. Следующее утро вроде бы вот-вот, но нет. В нашу сторону творится безобразие, да и с продуктами скучно, поэтому вниз. Перевал Brule с ледника Arolla Перевал Eveque в облаках третий день Спускались по леднику Аролла в одноименную деревню. Лавиноопасно. Только хребтами или по камням, часть прошли по следам горного козла (он у них черный), которого встретили на скалах недалеко от зоны леса. Несколько раз надламывали снежные доски, но в итоге все оказались целы и рады. Палатку в деревне поставили просто на стоянке недалеко от автобусной остановки и почты-туристического центра. На следующий день поехали в Шамони. Веселого там мало. Целую неделю до нашего приезда наверху шел снег и был сильный ветер (до 100 км/ч), в те же сроки с массива Монблана сняли неживыми двух литовцев-альпинистов и четырех словаков-фрирайдеров. Прогнозы погоды не обещали стабильности. Коллективно все оценив, пока оставили высшую точку Европы без наших следов… Зимние Альпы — это захватывающе! И нас не отпустило, и маршрут полностью окупает все издержки на его прохождение, и туда мы еще сходим. В этот раз вышло не очень в спортивном плане, но путешествие получилось совсем отличное. Как то так. Но тем, кто дочитал до конца или сразу на него перемотал, – призы из раздела «Полезно знать и этим хвастаться». Спасательные службы. В швейцарском кантоне Valais (Wallis) в предгорьях находятся две вертолетные службы, которые подберут вас в случае чего. Счет выставляют страховой компании через ее клиентов (вас самих). Так ли это на самом деле мы, к счастью, не узнали на практике. У французов в районе Монблана свои профессиональные спасатели. Так они вообще бесплатно вертолетом забирают (также не выпало проверить на самом деле). Телефоны спасателей: Швейцария +41 (0)27 603 62 60 Франция +33 450 531 689 Языковой вопрос. Восток кантона Вали немецкоязычный, запад франкоязычный. Про Шамони догадаетесь сами. С нашим набором английского и немецкого проблем не ощущалось вовсе. В том же славном Шамони вам точно могут помочь в двух местах: туристическом центре и гильдии горных гидов, которые оба находятся они на костельной площади. В первом получаете всевозможную общую информацию и бесплатный wi-fi, во втором прогнозы погоды наверху, состояние маршрутов, советы по их выбору и прохождению, можно даже гайдбук с собой прихватить (только, пожалуйста, верните). Обмен валют. Брать евро и швейцарские франки. В Швейцарии без проблем везде возьмут евро, но по курсу 1,10 вместо 1,25, но сдачу дадут во франках. Проезд на автомобиле. Чем ближе к горам, тем дороже бензин (Белоруссия – Польша – Германия – Швейцария). Перед каждой границей заправляли полный бак. По состоянию на февраль 2013 года за проезд в одну сторону по польской автостраде отдали чуть менее 20 евро (будет больше, когда введут в полную эксплуатацию участок Варшавы до Лодзи), в Германии бесплатно, в Швейцарии покупается за 35 евро или 40 франков наклейка на лобовое стекло на целый год с месяца покупки. На обратной дороге из-за окончания действия визы одного участника в Швейцарию не заезжали (туда смело пускают по шенгенской визе типа «С»), поскольку в Базеле на границе с Германией ведется таможенный и паспортный контроль. Это вылилось в дополнительные 50 евро дорожной платы во Франции, а после на границе неспокойного Евросоюза и нашего Островка Стабильности депортацию, запрет на получение визы в течении 6 месяцев и 25 евро штрафа для Миши. Не делайте так, а то Европу будет некому спасать! Картография. На торрентах с легкостью находятся топографические карты Швейцарии и прилегающих районов в масштабе до 1:250 м с привязкой к Ozi Explorer. Там же отыскал качественную векторную карту для Garmin GPS. Добавьте к этому часы полетов в Google Earth и вы всегда адекватны в ориентировании. Погодные условия. Минимум на высоте 3000 м составлял -22 градуса, максимум -5. Ветра сильные, временами чрезмерно. За неделю нахождения выше зоны леса нам выпал всего один солнечный день. Беда там с погодой была. Жалеем ее очень, а она нас нет. Вроде все интересное выдал, но если будет на какие-нибудь моменты спрос, то с радостью уточним. Ах, вот еще что. Если вдруг нужны фото и описания перевалов, а самим не очень хочется рыть по интернету, обращайтесь. Информация содержится в доступном для землян виде. Антон Шаблыка
Рубрика: Новости туризма
Вы можете следить за обсуждением этой записи с помощью RSS 2.0 feed. Вы можете оставить комментарий. Пинги закрыты.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.